Материалы стены перемещены в Гостевую книгу

 

Эта брошюра опубликована в Самаре. Она касается и взрослых инвалидов и детей. Читайте внимательно. Можете скопировать себе и распечатать. Коментарии и вопросы можно писать здесь, так удобнее - возле каждого текста. Но можно задавать вопросы и в контакте, в группе "НАШИ ДЕТИ"

 

Оформление и реализация ИПР – г. Самара

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.  Введение

2.  Понятие индивидуальной программы реабилитации и ее значение в жизни инвалида

3.  Порядок оформления индивидуальной программы реабилитации инвалида

4.  Структура и содержание индивидуальной программы реабилитации инвалида

5.  Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида

6.  Индивидуальная программа реабилитации как способ реализации права инвалида на труд

7.  Индивидуальная программа реабилитации механизм осуществления права инвалидов (детей-инвалидов) на образование

8.  Компенсация инвалиду (его законному представителю) расходов, понесенных им в связи с самостоятельной оплатой мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации

9.  Обжалование решений бюро МСЭ

10. Как достичь эффективного сотрудничества с чиновниками

11. Заключение

12. Приложения

13. Список источников, использованных при составлении пособия

 

 Введение

 

         В данной брошюре предпринята попытка осмыслить существующую на сегодняшний день нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы реабилитации людей с инвалидностью и создания им благоприятных условий для интеграции в социум. Важность данной тематики обусловлена и тем, что реабилитация охватывает буквально все сферы жизнедеятельности людей с инвалидностью и является важнейшей предпосылкой их интеграции в социум.

Известно, что «знание – сила», и этот лозунг приобретает особую актуальность для людей с инвалидностью, родителей детей-инвалидов, штурмующих бастионы государственных  учреждений для того, чтобы получить необходимые реабилитационные услуги для себя или своих детей. Отсутствие достоверной информации о своих правах с неизбежностью закона тяготения, повинуясь которому яблоко все-таки упало на голову Ньютона, ставит родителей в позицию просителей, вымаливающих милостыню, социальные блага для себя или своих детей. Нельзя сбрасывать с весов и тот факт, что государственные служащие зачастую слишком волюнтаристски понимают законодательство о государственных служащих, где черным по белому сказано, что «первейшая обязанность их – служить народу», а не быть церберами у врат государственной казны. «Не народ -для чиновников, а чиновники - для народа», - этот основополагающий принцип, стоящий во главе угла любого правового и демократического государства, у нас поставлен с ног на голову, но для того чтобы вернуть его в естественное положение, необходима инициатива «снизу», от Вас, уважаемые читатели, от всех тех, кто обивает пороги органов государственной власти. В таких условиях на первый план выступает правовая грамотность и активная позиция «ходоков» с инвалидностью. Данное справочно-информационное издание направлено на то, чтобы восполнить дефицит правовых знаний по данной тематике среди людей с инвалидностью, а также сформировать у них активную жизненную позицию в отстаивании своих прав и законных интересов.

Мы не ограничимся тем, что расскажем Вам о Ваших правах, на страницах представленного издания читатели смогут ознакомиться с проблемными моментами текущего законодательства, им будет рассказано о том, как выстраивать конструктивный диалог с государственными служащими в процессе оформления и реализации индивидуальной программы реабилитации. Кроме того, мы надеемся, что положительная судебная практика восстановления нарушенных прав инвалидов, освещенная в предлагаемом Вашему вниманию пособии, вобьет первый колышек в разрушение глубоко укорененных в сознании многих инвалидов негативных стереотипов о бесперспективности обращения в суд с жалобами на решения и действия государственных органов.

         Заранее оговоримся, что употребляемые нами термины «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «лицо с инвалидностью», «инвалид», «лицо с отклонениями в развитии» равнозначны.

 

Понятие ИПР и ее значение в жизни инвалида

 

Знакомство с индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) логично начать с ее определения, данного в ст. 11 Закона РФ от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»: «ИПР - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности». ИПР в настоящее время является единственным механизмом реализации права инвалида на получение качественных реабилитационных услуг.

В соответствии с п.1 ст. 9 указанного выше закона под реабилитацией инвалидов понимается  система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Таким образом, как видно уже из правовой дефиниции, реабилитация является важнейшим, если не сказать единственным, способом возвращения человека с инвалидностью к достойной жизни в обществе. Значение данного инструмента для человека, получившего инвалидность, едва ли можно переоценить. В повседневно-бытовом аспекте наличие грамотно составленной ИПР дает инвалиду возможность выезжать из дома и сделать шаг в большой мир (выдаются кресла-коляски, трости, костыли), трудоустроиться, поступить в то или иное учебное заведение и т.д. В более абстрактном и обобщенном, философском, аспекте ИПР служит фундаментом философии независимой жизни,  которая позволяет инвалиду самому принимать решения и самому выполнять их.

Сама идея разработки такого правового механизма, как ИПР, зиждилась на осознании государством того, что каждый инвалид имеет свои присущие только ему потребности. Преимущество ИПР заключается в том, что ее формат позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого инвалида и таким образом выстроить ему оптимальную реабилитационную траекторию.

 

Порядок оформления индивидуальной программы реабилитации инвалида

 

В соответствии с Законом №181-ФЗ органом, ответственным за разработку ИПР, являются  федеральные государственные учреждения медико-­социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), структуры, сформированные на базе прежних врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы функционируют на основании Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. №805 «О Порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».  Именно эти учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития РФ, и, как правило, располагающиеся в районных поликлиниках, должны разрабатывать ИПР всем лицам, признанным в установленном законом порядке инвалидами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро, проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. И делается это в автоматическом порядке при первичном и очередном освидетельствовании в бюро МСЭ. По большому счету, инвалид не обязан подавать заявление о разработке ему ИПР в бюро МСЭ.

Как уже было сказано выше, разработка ИПР при первичном и повторном освидетельствовании – обязанность бюро МСЭ. Однако на практике нередки случаи, когда необходимо обращаться в бюро МСЭ самостоятельно. Примерная форма заявления в бюро МСЭ приведена в приложении №1. Содержательная часть заявления будет варьироваться в зависимости от того, в чем суть Ваших требований (хотите ли Вы дополнить ИПР или жалуетесь на невыполнение специалистами бюро МСЭ обязанности по оформлению ИПР при освидетельствовании).

Если Вы обращаетесь в бюро МСЭ самостоятельно, Вам необходимо знать следующее.

Если Вы имеете группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, и с момента последнего освидетельствования у Вас прошло более одного года, для разработки ИПР необходимо оформить справку КЭК лечебно-профилактического учреждения, к которому Вы прикреплены, т.е. предварительно Вам нужно сходить в районную поликлинику за получением такой справки.

Если Вы нуждаетесь в том или ином техническом средстве реабилитации, то опять набор документов, представляемых в бюро МСЭ, будет зависеть от того, имеете ли Вы группу инвалидности со сроком переосвидетельствования или же инвалидность Вам установлена бессрочно. В первом случае для разработки ИПР на техническое средство реабилитации будет достаточно письменного заявления от Вас (или Вашего законного представителя). В последнем случае при условии, что с момента последнего освидетельствования у Вас прошло более одного года, ИПР на техническое средство реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида (или его законного представителя) и справки КЭК лечебно-профилактического учреждения.

 

ИПР по разделу профессиональной реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида и данных последнего освидетельствования при условии, что с момента последнего освидетельствования прошло не более 3-х месяцев.

Если с момента последнего освидетельствования прошло более 3-х месяцев, то для разработки ИПР инвалид должен представить в бюро МСЭ следующие документы:

1. Письменное заявление инвалида (или его законного представителя).

2. Направление на МСЭ (форма 088/у-97).

Инвалидам, имеющим группу инвалидности со сроком переосвидетельствования, разработка ИПР по разделу медицинской реабилитации осуществляется на основании письменного заявления инвалида (или его законного представителя). К заявлению также  должно прилагаться  направление из поликлиники, в котором указывается нуждаемость инвалида в тех или иных мероприятиях по медицинской реабилитации.

Инвалидам, имеющим группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования и с момента последнего освидетельствования у которых прошло более одного года, для разработки ИПР необходимо представить следующие документы:

1. Письменное заявление инвалида или его законного представителя.

2. Справка КЭК лечебно-профилактического учреждения с указанием нуждаемости в тех или иных мероприятиях по медицинской реабилитации.

Для разработки ИПР с целью проведения реконструктивных операций, кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить заключение специалиста профильного стационара о нуждаемости инвалида в том или ином виде оперативного лечения.

При нуждаемости в слухо- или глазопротезировании, кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить в бюро МСЭ заключение специалиста профильного центра.

Мероприятия по разделу психолого-педагогическая реабилитация (детям в возрасте до 18 лет) включаются в ИПР на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При формировании ИПР проводится всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью. На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается справкой лечащего врача из районной поликлиники или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

При необходимости в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий в разделах социальной и профессиональной реабилитации. Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеют право участвовать в разработке ИПР. Сформированная карта ИПР подписывается руководителем бюро МСЭ и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдаётся на руки инвалиду (или его законному представителю).

         Существует несколько способов направления гражданина в бюро МСЭ на освидетельствование и составление ИПР. Самый распространенный способ, когда районная поликлиника направляет человека на медико-социальную экспертизу, был подробно описан выше. Другие порядки направления встречаются на практике крайне редко, поэтому скажем о них кратко.

Постановление Правительства «О порядке и условиях признания лица инвалидом» предусматривает возможность направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. В случае если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

 Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.    Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Вместе с тем, хотелось бы отдельно остановиться на вопросе отказа родителей от составления их детям-инвалидам ИПР, на том, какие последствия такой отказ может повлечь в юридическом плане. Сразу предостерегаем Вас от смешения отказа с несогласием родителей с содержанием карты ИПР.

В соответствии с Семейным кодексом РФ «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей... При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию... Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, несут ответственность в установленном законом порядке».

Здесь идет речь об ответственности, предусмотренной законом. Типичной ответственностью в этом смысле является лишение родительских прав: «Родители могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей…». Уклонение от выполнения родительских обязанностей предполагает невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно ни выражалось. При этом в зависимости от возраста и состояния ребенка в каждом конкретном случае становятся губительными вполне определенные действия (бездействие) родителя. Понятно, что отказ родителей от составления их ребенку-инвалиду ИПР вообще может быть квалифицирован в качестве такого действия, и следовательно, вменен родителям как уклонение от выполнения родительских обязанностей обеспечить ребенку-инвалиду полноценную реабилитацию.

 

Структура и содержание индивидуальной программы реабилитации

 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 «Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» была утверждена единая форма ИПР, которая включает следующие разделы:

- медицинская реабилитация;

- социальная реабилитация;

- профессиональная реабилитация;

- психолого-педагогическая реабилитация.

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций человека до социально значимого уровня. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.

 

Медицинская реабилитация включает в себя:

 

         1. Восстановительную терапию:

  механотерапия;

  физиотерапия;

  кинезотерапия;

  массаж;

  иглорефлексотерапия;

  грязе- и бальнеотерапия;

  традиционная терапия;

  трудотерапия;

  предоставление логопедической помощи и др.

 

         2.Реконструктивную хирургию:

  методики косметологии;

  органо-защищающая и органовосстановливающая хирургия.

 

         3.Протезно-ортоnедическую помощь, включающую предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, в том числе необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними.

 

         4.Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации:

  мочеприёмники;

  калоприёмники;

  слуховые аппараты;

  предоставление информационных услуг по вопросам медицинской реабилитации.

 

        5.Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов осуществляется

органами социальной защиты населения; инвалидов, нуждающихся в лечении в специализированных противотуберкулезных санаториях - органами здравоохранения; работающих инвалидов - по месту работы из средств Фонда социального страхования.

 

       6.Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида, куда вносится запись

«нуждается» или «не нуждается» согласно заключению бюро МСЭ. Патронаж заключается в регулярном посещении жилища семьи, имеющей инвалида, социальными работниками, оказании ими необходимой экономической, материально-бытовой помощи, а также совершении элементарных медицинских манипуляций, например, измерение давления, массаж и т.д.

 

Социальная реабилитация включает:

          1.Информирование и консультирование по вопросам реабилитации.

         2.Оказание юридической помощи.

         3. Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалидов.

         4.Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности:

  при выполнении процедур личной гигиены;

  приспособления в одежде и обуви для самостоятельного облачения;

  при приготовлении и употреблении пищи;

  при уборке помещения, мойке посуды, стирке белья;

  навыки самообслуживания;

  навыки передвижения;

  навыки ориентации в среде обитания;

  навыки личной безопасности;

  навыки общения, в т. ч. с помощью технических средств;

  умение самостоятельно проводить меры по предупреждению развития своей болезни, грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля, восстановление функций;

  помощь в создании семьи, обучение семейным и супружеским отношениям;

  обучение приготовлению пищи (в т. ч. индивидуальной диете);

  обеспечение информацией по жизненно важным вопросам;

  другое

       5.Потребность в технических средствах реабилитации:

  личные средства для передвижения (трости, костыли, коляски, автотранспорт и т. д.);

  технические средства и приспособления для самообслуживания;

  технические средства и приспособления для приготовления пищи;

  технические средства для обучения и трудовых занятий (специальная мебель, манипуляторы, приборы, оборудование);

  другое

 

       6. Психологическая реабилитация, направленная на воспитание уверенности в своих силах, целеустремлённости, совершенствование положительных качеств, жизненного оптимизма, а также психотерапевтическая помощь, направленная на коррекцию отношений субъекта с окружением.

 

      7. Социокультурная реабилитация:

  посещение друзей, родственников, знакомых, зрелищных учреждений и мест отдыха, учреждений культуры;

  обеспечение специальными устройствами для досуговых занятий (устройства для чтения, игровые компьютеры, специальные развивающие игры и пр.);

  другое

 

    8. Реабилитация средствами физической культуры и спорта:

 

  занятия доступными видами спорта;

  оказание содействия во взаимодействии со спортивными организациями;

  другое.

 

          Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

 

         Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. профессиональную ориентацию;

2. рекомендации о доступных и противопоказанных условиях и видах труда;

З. профессиональное обучение (переобучение);

4. содействие в трудоустройстве;

5.технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда

 Психолого-педагогическая реабилитация

 (заполняется на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет), в который должны войти рекомендации по дошкольному, основному, полному общему и профессиональному образованию, по коррекционной работе.

Данный раздел включает в себя следующие мероприятия и услуги:

 

1. Получение дошкольного воспитания и обучения. Вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения.

2. Получение общего образования. Указывается уровень (начальное, среднее), тип образовательного учреждения (обычное, общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное) и формы обучения.

3. Психолого-педагогическая коррекционная работа. Вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции (коррекция речевых недостатков, эмоционально­-волевых нарушений и др.).

4. Технические средства реабилитации для обучения. Указывается перечень технических средств реабилитации.

5. Социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида.

          Ниже будет более подробно рассказано о том, как реализовать свое конституционное право на образование через механизм ИПР.

Любая реабилитационная программа содержит сведения об исполнителе реабилитационного мероприятия, сроке, в течении которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие, а также отметке о выполнении мероприятий.

         По окончании срока выполнения ИПР делается письменное заключение с оценкой ее результатов по всем сформированным реабилитационным программам:

1. Оценка результатов медицинской реабилитации;

2. Оценка результатов профессиональной реабилитации;

3.Оценка результатов социальной реабилитации;

4. Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации;

5. Особые отметки о реализации ИПР.

 Очень важным является вопрос о том, за какие реабилитационные услуги, технические средства реабилитации, положенные инвалиду в соответствии с ИПР, платит государство, и за какие сам инвалид. В ФЗ №181-ФЗ говорится: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности». Таким образом, ИПР может включать реабилитационные мероприятия, услуги и технические средства реабилитации, которые предоставляются как за счет государства, так и оплачиваются самим инвалидом самостоятельно.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральные органы власти ограничивают свои обязательства, гарантируя инвалидам проведение только тех реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, которые предусмотрены Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденным Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р. Необходимо отметить, что перечень крайне скудный. Впечатление такое, что его составлял финансист, а не специалист, который знает, что необходимо людям с нарушениями физиологии. Утвержденные государством 26 позиций не способны удовлетворить потребности инвалидов. В нем представлены следующие позиции.

Реабилитационные мероприятия:

1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

3. Санаторно-курортное лечение.

4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.

5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

 

Технические средства реабилитации

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

8. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

9. Ортопедическая обувь.

10. Противопролежневые матрацы и подушки.

11. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.

12. Специальная одежда.

13. Специальные устройства для чтения “говорящих книг”, для оптической коррекции слабовидения.

14. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.

15. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.

16. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.

17. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

18. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

19. Телефонные устройства с текстовым выходом.

20. Голосообразующие аппараты.

21. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

22. Абсорбирующее белье, памперсы.

23. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

 

Услуги

24. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.

25. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).

26. Предоставление услуг по сурдопереводу.

 

В дополнение к Федеральному перечню Самарской областью был принят региональный перечень, вводящий еще 29 наименований технических средств реабилитации, которые может получить инвалид. Так, Постановлением Правительства Самарской области от 15 марта 2006 г. №24 был утвержден Перечень вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета.

Специальные средства для ухода, быта и досуга 1. Сиденье-надставка унитаза с фиксирующим приспособлением. 2. Надкроватный столик. 3. Изголовье регулируемое. 4. Приспособление для чистки и нарезания продуктов.

5. Специальные ложка, вилка, нож. 6. Специальная насадка на ложку, вилку, нож. 7. Средство для открывания банок и бутылок. 8. Специальный нескользящий коврик под посуду. 9. Набор посуды для слепых. 10. Специальная разделочная доска с фиксацией различных продуктов. 11. Сиденье для ванны (деревянное со спинкой (без спинки), мягкое со спинкой (без спинки), анатомической формы. 12. Стульчик для ванной. 13. Подставка к ванне. 14. Нитковдеватель, иглы. 15. Тканевая складная ванна-простыня.

Специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией

16. Грифель для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля. 17. Бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля. 18. Прибор для плоского письма. 19. Часы-будильник с синтезатором речи. 20. Часы с рельефным обозначением. 21. Телефонный аппарат с усилением звука.  22. Азбука разборная. 23. Диктофон для незрячих. 24. Калькулятор с синтезатором речи. 25. Магнитная доска для обмена информацией.

Специальные средства передвижения 26. Специальная доска для пересадки.  27. Подъемник (стационарный или передвижной). 28. Вертикализатор. 29. Ходунки.

 

Помимо собственно реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств реабилитации, специалистами бюро напротив соответствующего реабилитационного мероприятия, услуг, технических средств реабилитации в графе «Исполнитель» должно быть указано конкретное учреждение, предприятие, организация, ответственные за исполнение соответствующего мероприятия, предоставление услуги или  технического средства реабилитации. Вопрос об ИСПОЛНИТЕЛЕ является одним из ключевых моментов грамотного заполнения ИПР. Повторюсь: исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации, либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом.

Небезынтересным в практическом смысле является вопрос о том, могут ли негосударственные учреждения, предприятия, организации выступать в качестве исполнителей ИПР. Анализ законодательства и правоприменительной практики отстаивания прав инвалидов в судах свидетельствует о том, что ими могут выступать как государственные, так и негосударственные юридические лица. Так, ст. 11 Закона говорит о том, что «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации». Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и  негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную инвалиду учреждениями МСЭ программу.

Однако на практике бюро МСЭ или другой орган в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации, и отказываются указывать в качестве исполнителей негосударственные организации.

При заполнении данной графы важно также обращать внимание на то, чтобы в качестве исполнителей указывать конкретные организации (скажем, муниципальное общеобразовательное учреждение №142, а не просто общеобразовательное учреждение). Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” ИПР инвалида должна включать в себя не только виды, формы, объемы, но и сроки реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Как уже говорилось, ИПР составляется сроком на 1 год.

         В заключении отмечу, что в целом формат карты ИПР соответствует современным представлениям о реабилитации инвалидов.

 

 Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида

После того, как инвалиду (ребенку-инвалиду) была составлена ИПР, ее содержание согласовано между сторонами, начинается второй, не менее «энергозатратный» и мучительный этап, - реализация мероприятий, заложенных в ИПР.

В этой главе мы коснемся таких вопросов, как порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а также предоставления им услуг по сурдопереводу. О вопросах исполнения реабилитационных мероприятий, отраженных в разделах «профессиональная реабилитация» и «психолого-педагогическая реабилитация», будет подробно рассказано в следующих главах.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877 “О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-­ортопедическими изделиями”.

            Заявление о предоставлении (замене) инвалиду технического средства реабилитации подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее – орган ФСС).

         Если же техническое средство реабилитации предоставляется инвалиду по Региональному перечню вспомогательных технических средств реабилитации, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области, то уполномоченным органом выступает управление социальной поддержки и защиты населения Вашего района. При подаче заявления представляется паспорт и индивидуальная программа реабилитации. Следует заострить Ваше внимание на том, что оригинал ИПР остается у Вас, а сотруднику органа ФСС остается копия ИПР.

 

        Орган ФСС в 15-дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду высылается направление на получение (изготовление) указанного средства (изделия) в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.  В Самарской области такой организацией является ФГУП «Самарское протезно-ортопедическое предприятие», расположенное по адресу: 443031  г. Самара, ул. Демократическая, 47.

Технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия, передаваемые инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование, не подлежат отчуждению третьим лицам, в том числе продаже или дарению.

 

При обеспечении инвалида протезами, протезно-ортопедическими изделиями:

а) первичное и сложное протезирование осуществляются на базе лечебно-профилактических учреждений, стационаров сложного протезирования протезно-ортопедических предприятий или федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” с изготовлением, при необходимости, лечебно-тренировочных протезов. Основанием для изготовления и оплаты лечебно-тренировочного протеза при первичном протезировании является справка о потребности в нем, выданная лечебно-профилактическим учреждением или федеральным государственным учреждением “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”;

б) ортопедическая обувь, а также обувь на протезы и ортопедические аппараты для инвалидов, имеющих культи обеих верхних конечностей, а также культю одной верхней конечности и деформацию кисти другой конечности, выдается с конструктивными элементами, которые обеспечивают возможность самостоятельного надевания обуви.

Для проезда к месту нахождения лечебно-профилактического учреждения, протезно-ортопедического предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”, в которое выдано направление, инвалиду органом ФСС выдается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) или именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным и водным транспортом (далее - именное направление). При необходимости проезда 2 или более видами транспорта специальный талон (именное направление) выдается на каждый вид транспорта.

Специальный талон (именное направление) предоставляется также лицу, сопровождающему инвалида, если необходимость сопровождения установлена индивидуальной программой реабилитации. Специальный талон (именное направление) содержит данные, необходимые для оформления соответствующих проездных документов (билетов). Заполненный специальный талон (именное направление) выдается инвалиду для проезда к месту нахождения лечебно-профилактического учреждения, протезно-ортопедического предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” и в обратном направлении. Специальный талон (именное направление) предоставляется инвалиду, а также при необходимости - сопровождающему его лицу не более чем на 4 поездки к месту нахождения лечебно-профилактического учреждения, протезно-ортопедического предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”, в которые выданы направления, и 4 поездки в обратном направлении. Необходимость очередной поездки письменно подтверждается указанными организациями путем выдачи инвалиду письменного уведомления для предъявления в уполномоченный орган.

Для проезда инвалид вправе воспользоваться следующими видами транспорта:

а) железнодорожным транспортом на расстояние до 200 км - в жестком вагоне (без плацкарты), свыше 200 км - с плацкартой в купейном вагоне;

б) водным транспортом - на местах III категории;

в) автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси);

г) воздушным транспортом на расстояние свыше 1500 километров или при отсутствии пассажирского железнодорожного сообщения - в салоне экономического класса.

Расходы на проживание инвалида, а также при необходимости - сопровождающего его лица в случае изготовления протезов, протезно-ортопедических изделий в амбулаторных условиях оплачиваются инвалиду, а также при необходимости - сопровождающему его лицу протезно-ортопедическим предприятием, лечебно-профилактическим учреждением, федеральным государственным учреждением “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”. Оплата расходов на проживание инвалидов производится в размерах, предусмотренных для оплаты командировочных расходов лицам, направляемым в служебные командировки в пределах Российской Федерации. Оплата расходов на проживание производится за фактическое число дней проживания, но не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению уполномоченного органа при проживании инвалида, а также при необходимости - сопровождающего его лица в отдаленном от протезно-ортопедического предприятия, лечебно-профилактического учреждения, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” районе оплата может производиться за фактическое число дней проживания, но не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза, протезно-ортопедического изделия в течение одной поездки. В случае если инвалид, ветеран самостоятельно решают вопрос о своем протезировании в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, по решению уполномоченного органа им может быть предоставлено гарантийное письмо об оплате соответствующей организации стоимости изготовленных протезов, протезно-ортопедических изделий (в размерах, не превышающих стоимость таких протезов, протезно-ортопедических изделий, изготовленных в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке).

         Отдельно следует сказать о правилах предоставления инвалидам с нарушениями слуха (за исключением лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний) услуг по сурдопереводу, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. №608. Услуги по сурдопереводу предоставляются инвалиду в количестве до 40 часов сурдоперевода в 12-месячном периоде, исчисляемом начиная с даты подачи заявления, поданного в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. Неиспользованные часы сурдоперевода денежной выплатой не компенсируются. Отказ инвалида от предоставления услуг по сурдопереводу, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации, не дает ему права на получение компенсации. Для получения услуги по сурдопереводу инвалид предоставляет в орган ФСС паспорт и индивидуальную программу реабилитации.

            Уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает его, ставит инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу и выдает (по желанию инвалида высылает) ему направление в организацию, предоставляющую услуги по сурдопереводу, отобранную уполномоченным органом в установленном порядке, на получение указанных услуг. В случае, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации право на получение услуг по сурдопереводу реализовано инвалидом самостоятельно (за счет собственных средств), то ему выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости данных услуг, предоставляемых организацией, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке, исходя из количества часов сурдоперевода и периода их предоставления. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении инвалиду понесенных расходов, связанных с услугами по сурдопереводу, при предоставлении документов, подтверждающих эти расходы (договора о предоставлении услуг по сурдопереводу, заключенного в установленном порядке).

 

Сроки пользования выданными инвалидам техническими средствами реабилитации устанавливаются Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 мая 2007 г. № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены», которым был признан утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. N 282 “Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены”. Однако 4 июля 2007г. подано заявление в Верховный суд РФ о признании нормативного акта, Приказа Минздравсоцразвития России № 321 “Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации”, противоречащим закону в виду того, что он ухудшает достигнутый уровень социальной защищенности инвалидов. По имеющейся у нас информации, Верховный суд РФ полностью удовлетворил требования заявителя, и это важный судебный прецедент, значение которого трудно переоценить, в виду важности решенного вопроса: правомерно ли издание нормативного акта, умаляющего существующий объем социальной поддержки. В приложениях 2 и 3 к данному пособию представлены Заявление о признании нормативного акта противоречащим закону в Верховный Суд РФ (приложение №2) и возражения на отзыв Министерства здравоохранения и социального развития РФ (приложение №3). Близкое знакомство с данными документами, на наш взгляд, будет познавательно для Вас, поскольку Вы сможете уяснить логику доказывания незаконности подзаконного акта, взять на вооружение аргументы, использованные Центром лечебной педагогики, и с успехом применять их в будущем в том или ином судебном разбирательстве по аналогичному вопросу. Наконец, мы надеемся, что данный пример побудит людей с инвалидностью, а также всех заинтересованных лиц обращаться в судебные инстанции для защиты своих прав и законных интересов.

Хотелось бы добавить ложку дегтя в сказанное. С горечью приходится констатировать, что при решении вопроса обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации доминирует принцип «то, что дешевле», а не «то, что лучше». Так, проведение государственного тендера не учитывает все медицинские показания, далеко не всегда удовлетворяет конечного потребителя. Выбирая то, что дешевле, государство не решает проблему реабилитации. Кроме того, тендер, т.е. определение государством исполнителей реабилитационных услуг, противоречит нормам закона «О социальной защите инвалидов», который отдает на откуп самому потребителю – инвалиду, решение вопроса о выборе исполнителя реабилитационных мероприятий.

 

Индивидуальная программа реабилитации как способ реализации права инвалида на труд

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» гражданин, признанный в установленном законодательстве порядке инвалидом, для решения вопроса о признании его безработным должен предъявить индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Инвалиду, обратившемуся в федеральную службу занятости, может быть отказано в постановке на учет в качестве безработного при отсутствии у него ИПР.

Памятуя о том, что «повторение – мать учения», повторимся относительного того, какая информация может найти отражение в разделе «Профессиональная реабилитация» ИПР инвалида. Это мероприятия и услуги по:   профессиональной ориентации;   рекомендации о доступных и противопоказанных условиях и видах труда;   профессиональному обучению (переобучению);    содействию в трудоустройстве;   технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда

Государство создает инвалидам дополнительные гарантии по реализации конституционного права на труд. Так, в соответствии со ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. П. 7 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» определяет, что граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Объективное и полное отражение в разделе профессиональной реабилитации всей необходимой информации может ускорить процесс поиска подходящей работы. С одной стороны, это облегчает работу специалистов федеральной службы занятости, так как при оказании содействия инвалидам в подборе вариантов подходящей работы они ориентируются в первую очередь на рекомендации о показанных и противопоказанных условиях труда в ИПР, а с другой – детализированная картина о состоянии здоровья работника с инвалидностью ограничивает возможности злоупотребления при приеме на работу со стороны работодателей. В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатели создают работникам с инвалидностью условия труда в соответствии с ИПР.

Однако не все так гладко с составлением ИПР в разделе профессиональной реабилитации. Опыт работы нашей организации в рамках проекта «Трудоустройство инвалидов» позволил выявить ряд проблем, делающих затруднительным, если не невозможным, трудоустройство инвалидов через ИПР.

Во-первых, это непрофессионализм специалистов бюро МСЭ, которые слишком часто ограничиваются лишь формулировками типа «может трудиться в специальных условиях», при этом не утруждая себя расшифровкой того, что скрывается под «специальными условиями». Не стоит говорить, что с такой формулировкой устроиться на работу для инвалида становится весьма затруднительным. Служа занятости не имеет возможности подобрать инвалиду варианты подходящей работы. Работодатель, которого закон обязывает создать инвалиду условия труда в соответствии с ИПР, отказывается принимать такого работника по мотивам отсутствия вразумительных рекомендаций в ИПР. 

Во-вторых,  конституционное право инвалидов на труд зачастую ограничивается бюро МСЭ, ответственными за разработку ИПР. Дело в том, что в настоящее время в законодательстве существует возможность признания человека с ограниченными возможностями здоровья нетрудоспособным.

         В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. №535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» при признании лица инвалидом помимо группы инвалидности ему устанавливается одна из трех степеней ограничения способности к трудовой деятельности.

• 1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности, невозможности выполнять работу по своей специальности;

• 2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

• 3 степень - неспособность или противопоказанность к трудовой деятельности.

Человеку с инвалидностью, при отсутствии ограничений способности к трудовой деятельности, степень ограничения способности к трудовой деятельности может не устанавливаться вовсе (своего рода “нулевая” степень).

Степень ограничения способности к трудовой деятельности влияет на размер базового размера трудовой пенсии по инвалидности и компенсационных выплат за отменённые льготы (ежемесячной денежной выплаты). Самые высокие социальные выплаты обеспечиваются при третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, а при “нулевой” степени их размер минимален. Некоторые инвалиды из числа тех, кому инвалидность была установлена бессрочно до издания вышеуказанного Приказа и которые не обращались в бюро МСЭ для оформления новой ИПР, не имеют установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности. В таком случае размер трудовой пенсии по инвалидности привязывается к группе инвалидности. При этом первая группа инвалидности приравнивается к третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, вторая - ко второй, а третья группа инвалидности к первой степени.

 

Но в случае, если инвалид обратится в бюро МСЭ за пересмотром документации об его инвалидности или за формированием ИПР, ему будет присвоена степень ограничения способности к трудовой деятельности и в соответствии с ней пересмотрены указанные государственные пенсионные выплаты.

Таким образом, эти инвалиды оказались заложниками непростой ситуации. Им предстоит сделать трудный выбор: получать пенсию по инвалидности по максимуму, но не иметь возможности трудоустроиться или получить возможность трудоустроиться (причем зачастую весьма абстрактную, учитывая нежелание работодателей брать на работу людей с инвалидностью), но при этом получать меньшую пенсию. В настоящее время некоторые инвалиды первой группы, которым инвалидность была установлена бессрочно до 1 января 2004 года, получают максимальный размер трудовой пенсии по инвалидности, им автоматически первая группа инвалидности приравнивается к третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности. Но, как правило, в справке об инвалидности они имеют запись «нетрудоспособен». Если же они захотят трудоустроиться, то им неизбежно придется обращаться в бюро МСЭ для составления ИПР по разделу «профессиональная реабилитация», и тогда им обязательно установят степень ограничения способности к трудовой деятельности. И, если будет установлена вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалид потеряет в размере базового размера трудовой пенсии по инвалидности и компенсационных выплат за льготы (разница в выплатах может составить до 1500 рублей). Частично потери можно компенсировать, зарегистрировавшись в Центре занятости населения и получая пособие по безработице.

 

 Индивидуальная программа реабилитации механизм осуществления права инвалидов (детей-инвалидов) на образование

 

В данной главе речь преимущественно пойдет о вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья через оформление ИПР.

В настоящее время именно ИПР позволяет реализовать право детей с инвалидностью на получение образовательных услуг, отвечающим их индивидуальным потребностям и особенностям психофизиологического развития.

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Похожее положение содержится и в ст. 19 упомянутого закона: «Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Ниже мы приведем выдержки из некоторых нормативных актов, закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественных образовательных услуг.

Высший закон страны - Конституция РФ – задает общее направление законодательству, указывая предельно емко и кратко: «Каждый имеет право на образование…  Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования в соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании» выступает «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

         В ст. 5 указанного закона сделан замечательный зачин: «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости».

         Далее законодатель конкретизирует: «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

         Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» также не обходит стороной вопрос образования детей с особыми потребностями и говорит по этому поводу следующее: «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому».

Краткое знакомство с существующим законодательством сделано для того, что бы Вы, многоуважаемые родители, четко уяснили себе следующее: ВСЯКИЙ РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО СОСТОЯНИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Выше уже было сказано о том, что одним из разделов ИПР является «психолого-педагогическая реабилитация», в котором, по сути, прописывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями.

Данный раздел заполняется реабилитологом бюро МСЭ по заключению специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

 

Программа психолого-педагогической реабилитации выглядит следующим образом.

 

Получение дошкольного воспитания и обучения (вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения, в котором рекомендуется получение дошкольного воспитания и обучения).

Получение общего образования (вносится запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное, общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.), в получении которого нуждается ребёнок-инвалид). 

Психолого-педагогическая коррекционная работа (вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.).

Технические средства реабилитации для обучения (вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается ребёнок-инвалид для обучения).

Социально - педагогический патронаж семьи, имеющей ребёнка-инвалида (вносится запись “нуждается” или “не нуждается”).

Уважаемые родители, Вам надо четко представлять себе, что специалисты ПМПК не работают с Вашим ребенком, и в рамках освидетельствования в силу объективных причин не в состоянии объективно и всесторонне оценить реабилитационный потенциал Вашего ребенка, определить его потребности. В этой ситуации крайне важно заблаговременно собрать всевозможные документы специалистов, работающих с Вашим ребенком и представить их на рассмотрение в ПМПК вместе с заявлением.

Отдельно хотелось бы сказать о получении инвалидами высшего профессионального образования в государственных и муниципальных вузах. Согласно ст. 11 Закона РФ от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в РФ» вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях.

Позаботиться о том, чтобы соответствующие показания к обучению в том или ином вузе по выбранной специальности, были внесены в ИПР в раздел «профессиональная реабилитация» Вам необходимо заблаговременно, за несколько месяцев до начала приема абитуриентов в выбранный Вами вуз. При этом Вам следует иметь в виду, что воспользоваться данным правом Вы сможете только в том случае, если в данном образовательном учреждении предусмотрены бюджетные места.

 

Компенсация инвалиду (его законному представителю) расходов, понесенных им в связи с самостоятельной оплатой мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации

Механизм компенсации расходов инвалидов или родителей детей-инвалидов, понесенных ими в связи с приобретением реабилитационных услуг, указанных в ИПР, за собственный счет, базируется на ст. 11 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»: «Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему  выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду».

По большому счету, нас интересуют два вопроса. Во-первых, в каких случаях человек с инвалидностью имеет право на получение компенсации по факту произведенных затрат? А во-вторых, расходы на услугу, техническое средство реабилитации, которые инвалид приобрел за собственный счет, возмещаются ему в полном объеме или частично?

 

Для ответа на первый вопрос проведем системный анализ статьи 11 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» во взаимосвязи с другими положениями данного  закона. Так, ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Минимальный объем реабилитационной помощи, который государство обязуется профинансировать из средств федерального бюджета, получил свое закрепление в принятом Федеральном перечне (мы сейчас преднамеренно не говорим о Самарском региональном перечне), следовательно, можно было бы сделать вывод о том, что инвалид (родитель ребенка-инвалида), самостоятельно решивший вопрос об обеспечении себя реабилитационной услугой, средством реабилитации по ИПР, приобретает право на компенсацию лишь в случае, если они содержатся в Федеральном перечне. Это не совсем так.

Мы уже обращали Ваше внимание на тот печальный факт, что Федеральный перечень является крайне скудным и не отражает всех потребностей людей с инвалидностью в реабилитационных услугах, скажем, в нем отсутствуют какие-либо мероприятия по социальной реабилитации, хотя законодательно социальная реабилитация является важнейшим направлением реабилитации. При этом недопустимо, чтобы распоряжением Правительства, а именно им был утвержден Федеральный перечень, был снижен минимальный объем гарантированной реабилитационной помощи, кратко очерченный в Законе «О социальной защите инвалидов в РФ», где говорится о том, что реабилитация включает в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. 

Нам представляется совершенно очевидным, что успешное решение задач реабилитации невозможно в условиях тотального игнорирования социальной составляющей. Не нам давать советы и рекомендации многоуважаемым законодателям, пекущимся о благе людей с инвалидностью, однако мы отважимся обратить их внимание на то, что по зрелом размышлении содержание Федерального перечня должно совпадать с содержанием формы ИПР. Принимать документы, касающиеся жизненно важных интересов людей с инвалидностью по принципу «Доктор действовал во благо, только благо не мое», безнравственно!

Таким образом, наша позиция заключается в том, что Вы имеете право получить компенсацию не только в случае, если приобретенная Вами услуга, техническое средство реабилитации входит в Федеральный перечень, но и мероприятия, услуги по социальной реабилитации, не вошедшие в Перечень. КОНЕЧНО, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ОНИ УКАЗАНЫ В ИПР.

Однако это становится возможным лишь в рамках судебного разбирательства.

Для ответа на второй вопрос обратимся к Постановлению Правительства РФ “О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-­ортопедическими изделиями”.

Если предусмотренное ИПР техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно обеспечил себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду по ИПР. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида (его законного представителя) о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы. Выплата компенсации инвалиду осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по его желанию).

При решении вопроса о компенсации важен следующий момент: право на компенсацию расходов, понесенных инвалидами (их законными представителями) в связи с самостоятельной оплатой мероприятий, услуг, технических средств реабилитации по ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Если организации (специалисты), которые оказывают Вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами ФСС рассматриваться не может.

 

Взаимодействие инвалидов, рассчитывающих на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов ФСС должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР, должны производить территориальные органы фонда социального страхования. Примерная форма такого заявления приводится в приложении №4. Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС. Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

 

Обжалование решений бюро МСЭ

Порядок обжалования решений федеральных государственных учреждений МСЭ устанавливается Постановлением Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следующая инстанция, куда может обратиться человек, несогласный с выводами экспертов - суд.

 

Как достичь эффективного сотрудничества с чиновниками

В отечественной культуре существует утвердившийся за много лет стиль общения граждан с представителями власти. Он внедрен не только в среду управления, но и глубоко укоренился в сознании разных групп населения. В его основе лежит глубокое неравноправие взаимодействующих сторон, традиция отчуждения общества от власти, правовая неграмотность, взаимное недоверие, неумение конструктивно общаться. Все это приводит к тому, что попытки отстоять свои права или права своего ребенка нередко бывают не только безуспешными, но и заканчиваются серьезными психологическими срывами и нарастанием чувства безысходности.

Принимая во внимание вышеуказанные соображения, мы посчитали нужным рассказать Вам о некоторых «золотых» правилах, аккуратное следование которым поможет Вам выстраивать более конструктивное взаимодействие с чиновниками и более эффективно и с меньшими затратами времени и нервов решать вопросы, возникающие в процессе оформления и реализации ИПР.

 1.  Соблюдение формальностей переписки.

Нередко люди склонны пренебрегать формальностями и даже считают, что это ухудшает взаимоотношения. На самом же деле мы сбережем много времени и сил как одной, так и другой стороны, если будем фиксировать плоды своей деятельности, уважая пройденный обеими сторонами путь. Ведь каждый документ – отображение очередного важного шага, связанного с Вашей судьбой или судьбой Вашего ребенка! Опыт убеждает в необходимости соблюдать некоторые основополагающие формальности.

Даже если Ваше общение с сотрудниками государственных органов проходит под знаком полного взаимопонимания, Ваши действия должны обязательно сопровождаться письменным заявлением, зарегистрированным в канцелярии соответствующего ведомства. Вы должны зарубить на носу, что сотрудник, отнесшийся к Вашей проблеме с пониманием и сочувствием, может быть переведен на другую должность, уволен, пойти на повышение и т.д. И если не останется письменного документального подтверждения истории вопроса, то новый человек, оказавшийся на этой должности, вынужден будет начать все с начала.

Подготовив заявление (в нескольких экземплярах), не следует сразу идти с ним на прием к соответствующему руководителю, чтобы убедить его принять заявление (т.е. опять же пытаться решить проблему устно): нельзя исключить, что из-за вероятной правовой неосведомленности он не сможет помочь Вам. Психологически понятно, что он постарается любым способом «отбиться» от непрозрачной для него проблемы.

Сдав заявление в канцелярию ведомства, необходимо получить входящий номер на заранее заготовленной копии, которая останется у Вас. В крайнем случае, если делопроизводство в учреждении не отвечает принятым стандартам, на копии необходимо получить подпись сотрудника, принявшего заявление с датой его приема. Если по каким-либо причинам у Вас отказываются принять заявление, то его необходимо отправить по почте с уведомлением о вручении. Пришедшее Вам уведомление о вручении будет свидетельствовать о том, что письмо достигло адресата. Можно также посылать отправление ценным письмом с описью вложения. Это имеет смысл делать, если к письму прилагается много документов. В исключительных случаях, когда приходится посылать оригиналы или нотариально заверенные копии (например, в суд), обязательно используется именно эта форма отсылки.

Вам следует также знать, что рассмотрение обращений граждан регламентируется специальными законодательными актами, и невольное нарушение этого порядка при неблагоприятном стечении обстоятельств может квалифицироваться как нарушение закона и стать предметом судебного разбирательства. Законом РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» урегулирован круг вопросов, возникающих при обращении гражданина в тот или иной орган государственной власти, муниципальный орган.

Переписка с чиновниками государственных органов власти и органов местного самоуправления - болевая точка нашего общества и воистину могла бы наряду с дураками и дорогами образовать триаду, характеризующую состояние страны. Ведь не зря люди сложили об этом поговорки: “спрятать бумагу под сукно” или “положить дело в долгий ящик”. А народное творчество (фольклор), как известно, отражает умонастроение народа. Ситуация не меняется, поскольку граждане на радость чиновникам неохотно пополняют свой багаж знаний о собственных правах.

Так давайте не будем радовать недобросовестных чиновников и пополним свою копилку знаниями о собственных правах. С этой целью мы приводим ниже извлечения из данного закона.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

 

         Может показаться, что в соблюдении формальностей переписки заинтересован прежде всего сам человек с инвалидностью. На самом же деле приведенные выше формальности важно соблюдать и работникам государственных органов, чтобы они могли доказать, что сделали для ребенка все, находящееся в пределах их сил и компетенции.

         Таким образом, как сотрудникам ведомств, так и обращающимся к ним следует оставлять себе копии всех документов, возникших в процессе переписки. Никакие устные заявления во внимание не принимаются и не приближают взаимодействующие стороны к решению проблемы.

 

         2. Второе основное правило такое: никогда нельзя отдавать оригинал документа. Так, если Вы получили на руки карту ИПР, необходимо прежде всего сделать несколько копий, чтобы использовать их в качестве приложений в различной переписке. То же относится и к другим документам (кроме случая подачи документов в суд).

         Ссылаясь на документы в различной переписке (письмах, заявлениях, жалобах и пр.), перечисляя их в качестве приложений, необходимо указывать их реквизиты: номера и даты карт ИПР, договоров, справок, квитанций; входящие номера и даты писем в различные организации.

 Иногда взаимодействие сторон заходит в тупик. Чтобы выйти из него, Вы можете перенести решение дела в суд. По этому поводу необходимо отметить следующее.

1.  Едва ли Вам целесообразно при возникновении первых же разногласий немедленно обращаться в суд. Ведь обе стороны  должна объединять общая цель: вместе помочь ребенку. Поэтому если им удастся преодолеть непонимание и начать сотрудничество, не прибегая к суду, они выиграют значительно больше, как в человеческом плане, так и в плане приближения к общей цели.

2.  Вместе с тем, нужно помнить, что суд – стандартный инструмент гражданского общества, и его использование нормально.

3.  Если Вам договориться не удастся, и Вы решите обратиться в суд, необходимо заручиться поддержкой юриста. Без юриста обращаться в суд имеет смысл только гражданам, глубоко изучившим правовое поле вокруг волнующей их проблемы, знающим основы процессуального права и уверенным в правильном применении своей правовой эрудиции.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Мы видим, что отечественное законодательство в данной области еще далеко от совершенства и нуждается в доработках, внесении изменений, пересмотре, однако посыл к приведению текущего законодательства в соответствие с мировыми стандартами должен идти не только «сверху», но и «снизу», от нас с Вами, дорогой читатель. Кто-то из мудрых сказал, что каждый народ имеет такое правительство, какое он заслуживает, и хотя признавать это трудно и больно, есть в этих словах доля истины. Мы не имеем права перекладывать всю ответственность за то, что имеем здесь и сейчас на государство. 

В заключении хотелось бы отметить, что в современном мире состояние человека оценивается не количеством золотых монет, а тем, какими знаниями он владеет. Теперь только от Вас будет зависеть, как Вы распорядитесь этими знаниями.

         Считаем свои долгом предостеречь Вас от заблуждения, в которое можно легко впасть, а именно: коль скоро я знаю, то, стало быть, дело в шляпе. Процесс оформления полной и качественной индивидуальной программы реабилитации и реабилитации всех мероприятий, заложенных в ней, - долгий и тернистый путь. Те зерна информации, которые рассыпаны на страницах пособия, могут лишь несколько облегчить Ваш путь, уберечь Вас от некоторых ошибок.       

Мы будем Вам очень признательны, если после прочтения пособия Вы будете присылать свои пожелания, отзывы, рекомендации, жалобы по содержанию в нашу организацию, находящуюся по адресу: 443114 Самара, пр. Кирова, 349 или звонить по тел. (846) 956-27-69; 959-09-56 (тел./факс). НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

 

 Законодательство

1.  Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ»

2.  Закон РФ от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

3.  Закон РФ №3266-1 «Об образовании»

4.  Закон РФ от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

5.  Закон РФ от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

6.  Закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Рос-й Федерации»

7.  Трудовой кодекс Российской Федерации

8.  Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

9.  Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей,  нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

10. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. №805 «О Порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»

11. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877 “О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-­ортопедическими изделиями”

12. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

13. Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. №608 «Об утверждении Правил предоставления инвалидам с нарушениями слуха (за исключением лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний) услуг по сурдопереводу»

14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 «Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»

15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 “Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р «Об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета».

17. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 июля 2003 г. «О психолого-медико-педагогической комиссии»

18. Постановление Правительства Самарской области от 15 марта 2006 г. №24 «Об утверждении Перечня вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета»

19. Совместный Приказ Министерства здравоохранения Самарской области от 6 июля 2005 г. №229 и Приказ Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» от 29 июня 2005 г. №14 «Об утверждении инструкции и формы документов по разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида в Самарской области»

© Anuta-Yushko

Конструктор сайтов - uCoz