Эта брошюра опубликована Центром лечебной педагогики г. Москва. Они в Центре уже 10 лет занимаются поддержкой и помощью семьям с детьми инвалидами. В центре работают социальный адвокат и юрист, которые консультируют и отстаивают права родителей. Также они активно публикуют результаты своей деятельности. К материалам Центра лечебной педагогики я буду обращаться неоднократно. 

 

Центр лечебной педагогики г. Москва

Реабилитация особого ребенка: как изменить настоящее
и обеспечить достойное будущее

1. Введение. Особый ребенок

Начиная разговор об особых детях, мы имеем в виду, как сейчас принято, детей, прежде всего, с психическими и психоневрологическими проблемами. К таким детям можно отнести, с одной стороны, большинство детей-инвалидов (проблемы такого рода являются причиной инвалидности почти у 60% из них, явно выражены у 75%, в той или иной мере отмечаются у 98%),). Таким образом, основную часть (около двух третей) детей-инвалидов как в Москве, так и в России составляют дети с расстройствами психики и нервной системы и дети с множественными нарушениями.

С другой стороны, к этим цифрам нужно прибавить «пограничных» детей, у которых нет инвалидности, но спектр их проблем аналогичен и ведет к регулярным трудностям в обучении и общении со сверстниками. Если еще несколько десятков лет назад число таких детей было относительно невелико, то сейчас пограничный слой неимоверно увеличился: число таких детей в разы превышает количество детей-инвалидов. Все эти дети особенно нуждаются в интенсивной комплексной поддержке. Если вовремя не оказать им квалифицированную помощь, очень велика вероятность их социальной дезадаптации, а в ряде случаев — инвалидизации.

Для нормального развития особого ребенка необходима прежде всего организация полноценного функционирования и взаимодействия основных сторон его бытия: жизни в семье, медицинского обслуживания, образования, реабилитации.

В развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, реализующаяся в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации. Естественно, мы рассматриваем образование в широком смысле — от дошкольного воспитания до овладения профессией.

Организация остальных сторон бытия особого ребенка — жизни в семье, медицинского обслуживания, социальной поддержки — в известной степени выполняет поддерживающую роль. Если речь идет о ребенке или молодом человеке с нарушениями или особенностями развития, испытывающим вследствие этого трудности в обучении, его образование должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образования, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения. Реабилитация в значительной мере является предтечей, необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также возможность его будущей максимально автономной жизни. Реабилитация играет роль «трамплина» при подготовке особого ребенка к обучению; она же сопровождает его обучение, являясь поддержкой, необходимой для его успешного образования или социализации.

Эффективная реабилитация должна носить непрерывный, а не эпизодический (курсовой) характер. Она должна сопровождать особого ребенка в течение всего периода его развития и взросления, включая профессионализацию и интеграцию в обществе, постепенно трансформируясь: от основного фактора развития в детстве — к минимальной психолого-педагогической поддержке и сопровождению в период профессиональной адаптации и дальнейшей работы. Более того, при переходе такого ребенка (далее — подростка и молодого человека) на очередной этап образования необходимо обеспечить от выпускающей к принимающей стороне передачу опыта, связанного с особенностями психолого-педагогической поддержки как конкретного ребенка, так и категории детей, к которым он принадлежит.

Потребность семей, воспитывающих особого ребенка, в защите основополагающих прав их детей в России очень велика: по самым скромным оценкам, не менее чем у половины таких детей право на реабилитацию не реализовано либо реализовано частично. В чем причины сложившейся ситуации?

На рубеже 1980-х — 1990-х годов Россия присоединилась к зоне действия ряда международных конвенций, гарантирующих права детей-инвалидов на развитие, образование и социальное обеспечение, признала за собой ответственность за их выполнение и декларировала решительный переход к гуманизации общества.

 

Международные юридические нормы, гарантирующие права таких детей, нашли отражение во внутрироссийском законодательстве. Федеральные законы от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» впервые в отечественной практике создали юридическую основу и определили конкретные механизмы интеграции детей с нарушенным развитием в обществе. Эти законодательные нормы учитывали реалии нашей жизни (все еще недостаточный уровень развития реабилитационно-образовательной помощи особым детям в государственном секторе) и были призваны, с одной стороны, способствовать росту и развитию необходимой инфраструктуры, а с другой — предоставить родителям возможность находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана.

Однако традиционная практика пока еще зачастую не соответствует закону.

Как же реально востребовать право? Для того чтобы право могло быть востребовано, необходимо получить достаточно ясное о нем представление. Знание своих прав дает родителям спокойствие и уверенность и пробуждает чувство собственного достоинства.

Большинство родителей особых детей, а также некоторые врачи, педагоги, работники социальной и реабилитационно-образовательной сферы имеют весьма смутное представление как относительно принятых в стране законов, так и относительно возможностей реабилитации и интеграции таких детей. Настоящая брошюра призвана сориентировать все стороны, участвующие в процессе реабилитации особого ребенка, в конкретных действиях, отвечающих современному законодательству и необходимых для успешного развития и интеграции в обществе, вооружить родителей и государственных служащих информацией о порядке действий, а также формами документов, необходимых для организации эффективной реабилитации таких детей. Рекомендации опираются на разработки юристов, с помощью которых читателям будет намного легче сориентироваться в существующем объеме законов и постановлений, призванных повысить качество жизни детей с ограниченными возможностями. Суммируя практический опыт, брошюра содержит анализ типичных проблем, встречающихся на этом пути, и предлагает конкретные способы их решения.

2. Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)

I. Сила толерантного взаимодействия

Семья, воспитывающая особого ребенка, часто находится в состоянии нервного напряжения, которое забирает большое количество сил, необходимых для постоянного и полноценного развития ребенка. Однако и зарубежный, и отечественный опыт неоспоримо доказывает: именно семьям, воспитывающим особого ребенка, суждено стать той движущей силой, которая изменит общественное сознание и приведет к созданию условий для интеграции ребенка в обычном сообществе — чтобы он стал в этом мире «своим среди своих». Члены семьи, воспитывающей особого ребенка, невольно становятся «инструкторами» по воспитанию в окружающих терпимости и гуманного отношения к своему ребенку и своего рода «проводниками толерантности». Родители просто вынуждены в различных жизненных ситуациях (в транспорте, общественных местах и т.д.) выстраивать нормальное взаимодействие с людьми, которым их жизненная коллизия незнакома и чужда, и потому может вызывать реакцию отторжения.

Этот трудный опыт преодоления отчужденности и неприязни позволяет родителям стать инициаторами плодотворного диалога с представителями различных ведомств, отвечающих за реабилитацию детей с ограниченными возможностями. И если специалист поддержит такое стремление, возникает конструктивное взаимодействие, позволяющее снижать напряженность и двигаться к намеченной цели. Необходимо менять стиль отношений в обществе, формируя толерантное пространство. Это поможет не только конкретному ребенку, но и всем, кто тоже нуждается в помощи. Заодно — поможет и всему нашему обществу стать более справедливым, просвещенным и гуманным.

А первым шагом на пути в это светлое завтра является знание своих прав и умение успешно и безболезненно разрешать возникающие в ходе реализации этих прав конфликты.

II. Соблюдение формальностей переписки

Нередко люди склонны пренебрегать формальностями. На самом деле мы сбережем много времени и сил как одной, так и другой стороны, если будем фиксировать плоды своей деятельности. Ведь каждый документ является отображением очередного важного шага, связанного с судьбой ребенка!

Действия родителей должны обязательно начаться с письменного заявления, зарегистрированного в канцелярии соответствующего ведомства. Родители всегда должны помнить, что любой сотрудник может быть переведен на другую должность, пойти на повышение и т. д. И если не останется письменного документального подтверждения истории вопроса, то новый человек, оказавшийся на этой должности, вынужден будет все начать с начала.

Составив письменное заявление (в нескольких экземплярах), необходимо сдать его в канцелярию ведомства и получить входящий номер на заранее заготовленной копии, которая останется у родителей. В крайнем случае, если делопроизводство в учреждении не отвечает принятым стандартам, на копии необходимо получить подпись сотрудника, принявшего заявление, с датой его приема. Если по каким-либо причинам у родителей отказываются принять заявление, то его необходимо отправить по почте с уведомлением о вручении; пришедшее семье уведомление о вручении будет свидетельством того, что письмо достигло адресата.

Итак, официально подать заявление можно одним из 2-х способов: отнести в канцелярию ведомства либо отправить по почте, но — с обязательным соблюдением необходимых формальностей, описанных выше.

Законом установлена необходимость письменного ответа в течение 1 месяца на каждое ваше обращение, поэтому независимо от способа передачи заявления — «из рук в руки» или по почте — вы вправе ожидать от адресата ответного письма.

И, конечно же, вам необходимо оставлять себе копии всех документов, возникших в процессе переписки. Никакие устные заявления во внимание не принимаются и не приближают взаимодействующие стороны к решению проблемы.

III. Использование документов

Основное правило, имеющее отношение к обсуждаемой теме: никогда нельзя отдавать оригинал документа. Так, например, родителю, получившему на руки ИПР (см. ниже), необходимо прежде всего сделать несколько копий, чтобы иметь возможность использовать их в качестве приложений в различной переписке. То же самое относится к документам, удостоверяющим личность (кроме случая подачи документа в суд), паспорту родителя и свидетельству о рождении ребенка; к справке об инвалидности; к документам об оплате реабилитационных услуг (квитанции, приходные ордера, договора, расписки и т.п.); к письмам, полученным в процессе предыдущей переписки; к почтовым квитанциям и уведомлениям о вручении.

Ссылаясь на документы в различной переписке (письмах, заявлениях, жалобах и пр.), перечисляя их в качестве приложений, необходимо указывать реквизиты упоминаемых документов: номера и даты ИПР, договоров, справок, квитанций; входящие номера и даты писем в различные организации.

IV. Крайняя мера: обращение в суд

Иногда взаимодействие сторон заходит в тупик. Чтобы выйти из него, одна из сторон (обычно родители) переносят решение дела в суд. По этому поводу необходимо отметить следующее.

1. Едва ли родителям целесообразно при возникновении первых же разногласий между ними и работниками различных ведомств (включая первый письменный отказ либо бездействие без объяснения причин) немедленно обращаться в суд. Ведь обе стороны должна объединять общая цель — вместе помочь ребенку; поэтому, если им удастся преодолеть непонимание и начать сотрудничать, не прибегая к формальному языку суда, они выиграют в значительно большей степени — как в человеческом плане, так и в плане приближения к общей цели.

2. Вместе с тем необходимо помнить, что суд является стандартным инструментом гражданского общества, и его использование вполне нормально. Его особенность в том, что это весьма непростой инструмент, поэтому не следует им злоупотреблять.

3. Если все же после ряда попыток сторонам договориться не удастся, и родители решат обратиться в суд — это имеет смысл делать, только заручившись поддержкой юриста. Юрист должен быть хорошо знаком с ситуацией, сложившейся в конкретном случае, включая ее предысторию, и, по возможности, представлять родителя в суде. Без юриста обращаться в суд имеет смысл только в том случае, если вы прекрасно ориентируетесь в правовом поле вокруг спорной проблемы, знаете основы процессуального законодательства и уверены в правильном применении своей правовой эрудиции. Заявитель — законный представитель ребенка — освобождается от уплаты государственной пошлины.

Мы не ставили задачу дать родителям исчерпывающую информацию обо всех коллизиях, которые могут встретиться в реальной ситуации на пути организации реабилитации особого ребенка: очевидно, что такую задачу решить вряд ли возможно. Мы хотели лишь проинформировать родителей и специалистов о наиболее распространенных и наиболее действенных механизмах осуществления реабилитации особых детей. В случае же, если родители считают, что решение какой-либо структуры ущемляет интересы их ребенка и противоречит действующему законодательству, они должны всегда помнить о своем праве обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию, в прокуратуру или в приемную уполномоченного по защите прав человека. К счастью, прогрессивная практика постепенно занимает все больше позиций, поэтому мы не будем здесь рассматривать (за редким исключением) подробности и особенности обращения в суд — в твердой надежде на то, что проблемы эффективной реабилитации особого ребенка нам удастся, руководствуясь настоящей брошюрой, решить внесудебным путем.

3. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку

Базовые правовые принципы реабилитации особого ребенка

1. Правовое пространство вокруг особого ребенка определено еще в нашей Конституции — тем, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Поэтому в России «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

2. Социальное обслуживание, о котором идет речь в Конституции, согласно закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (к таковым, согласно Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» причисляются и особые дети);

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

3. Обязательства государства по обеспечению детей-инвалидов необходимыми им реабилитационными услугами раскрываются в Законе «О социальной защите инвалидов». Согласно Закону, государство готово выполнить это обязательство двумя способами:

— в «натуральной» форме: непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях;

— в денежной форме: если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются — компенсацией отсутствующих услуг, а если услуги есть, но родители нашли более качественные услуги — возмещением семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы реабилитации.

Таким образом, закон признает, с одной стороны, дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, а с другой стороны — право семьи на выбор способа получения услуг (в государственном учреждении, в негосударственном секторе либо просто силами родителей) и на получение компенсации. Таким образом обеспечиваются указанные выше принципы адресности (помощь, в том или ином виде, получает конкретный ребенок и его семья), доступности (в любом виде), добровольности (можно самим выбирать реабилитационную услугу и способ ее получения — «деньгами или натурой»). Подобное законодательство, с одной стороны, призвано способствовать росту и развитию необходимой инфраструктуры с использованием как государственных, так и рыночных рычагов, а с другой — дает возможность родителям находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана.

Такая правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку. Приняв основополагающие в этой области законы, государство уже задало определенные рамки для конструктивного взаимодействия органов медико-социальной экспертизы, социальной защиты и образования с семьей, чтобы обеспечить особому ребенку воспитание, образование, необходимую реабилитацию, профессиональную подготовку — все, что мы вкладываем в понятие «нормальная жизнь».

Реализация права на реабилитацию

Получив представление об обязательствах государства по отношению к особому ребенку, мы можем перейти теперь к подробному описанию механизмов и практики реализации права на реабилитацию.

На первом этапе оформляется инвалидность и составляется индивидуальная программа реабилитации (далее — ИПР), куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). На втором этапе происходит реализация ИПР в государственных учреждениях (государственная поддержка «в натуре») или, если реабилитационные услуги получены в негосударственной организации либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, происходит оформление и получение компенсации (компенсационная государственная поддержка).

Шаг 1: оформление инвалидности

Для оформления инвалидности необходимо обратиться к районному педиатру в поликлинику, в которой наблюдается ребенок, за направлением на медико-социальную экспертизу (далее — МСЭ). Лечащий доктор обычно просит для этого обойти с ребенком несколько необходимых врачей специалистов. Смысл этого — знать мнение каждого специалиста о необходимых с его стороны реабилитационных мероприятиях. Поэтому при обследовании у каждого врача-специалиста обязательно спрашиваем, что ребенку необходимо для успешной реабилитации, и просим это записать в карте.

Мы должны твердо понимать: основная цель оформления инвалидности — реализовать в максимальной степени возможности реабилитации ребенка. Именно поэтому при признании ребенка инвалидом ему в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации — базовый документ, на основании которого осуществляется реабилитация инвалида.

Чтобы ИПР для нашего ребенка оказалась комплексной и оптимальной, необходимо заранее подготовиться к последующему прохождению комиссии МСЭ. А значит, мы должны:

1) ознакомиться с формой индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (Приложение 3) и посмотреть, что может быть в нее включено;

2) проконсультироваться со специалистами, какие реабилитационные услуги и технические средства реабилитации необходимы ребенку;

3) собрать письменные рекомендации специалистов о необходимых ребенку реабилитационных услугах и технических средствах реабилитации, а также о возможных исполнителях услуг. Рекомендации нам понадобятся для включения их в ИПР ребенка.

Желательно, чтобы рекомендации были как можно более конкретные и подробные, включающие объемы реабилитационных услуг, например:

рекомендация о потребности ребенка в кресле-коляске должна содержать требования о необходимых антропометрических (вес, рост ребенка) и эргономических (Приложение 4) показателях, о необходимости оснащения специальными приспособлениями (специальный ортопедический стульчик, нагрудник для пристегивания ребенка, быстросъемный столик с установленной на нем антиспастической ручкой и др.);

рекомендации по санаторно-курортному лечению должны содержать лечебный профиль, кратность, срок и сезон рекомендуемого лечения, необходимость сопровождения инвалида к месту лечения и во время проведения лечения;

рекомендации по психолого-педагогической коррекции должны содержать перечень видов необходимых занятий, периодичность занятий в неделю, продолжительность одного занятия.

При составлении рекомендаций к ИПР желательно по возможности придерживаться формы карты ИПР по соответствующим разделам реабилитационных мероприятий. Это существенно облегчит сотрудникам МСЭ работу по включению этих рекомендаций в ИПР.

Приведем примерную форму и порядок заполнения бланка рекомендаций к ИПР на одном из наиболее распространенных примеров — составления рекомендаций специалистами по психолого-педагогической коррекции, которые занимаются с ребенком.

___________________

Рекомендации для составления Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида Фамилия Имя Отчество

Ф.И.О., дата рождения, получает реабилитационно-образовательную помощь в название реабилитационной организации (лицензия на осуществление образовательной деятельности № от число, месяц, год, лицензия на осуществление медицинской деятельности № от число, месяц, год) с (указать срок начала занятий в реабилитационной организации согласно карте первичного приема). Если занятия проводятся не в организации, а со специалистом - индивидуальным предпринимателем, то после слов «получает реабилитационно-образовательную помощь» здесь и далее везде вместо названия реабилитационной организации и реквизитов лицензий пишем: «от индивидуального предпринимателя специальность Фамилия Имя Очество, № регистрационного свидетельства в качестве индивидуального предпринимателя».

По итогам наблюдения, диагностики и реабилитационно-образовательных мероприятий специалисты Название реабилитационной организации пришли к выводу, что ребенок нуждается в мероприятиях_1 (см. ниже), а также: мероприятиях_2 (см. ниже), — в форме индивидуальных и групповых занятий в Название реабилитационной организации на срок 1 год (если не оговорен меньший срок).

Кроме того, ребенок нуждается в мероприятиях_3 (см. ниже), в связи с чем просим внести эти мероприятия в ИПР и указать ответственного за их осуществление исполнителя.

Исходя из изложенного и с учетом требований Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации», рекомендуем заполнить соответствующие разделы ИПР фамилия имя отчество ребенка следующим образом.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации

Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Срок
проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Исполнитель проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Отметка о выполнении
или невыполнении (указать причину)

Проведение психолого-педагогической коррекции

Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид (нужное подчеркнуть): коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков

(вписать каких) вписать мероприятия_2

1 год

Название реабилита-ционной организации или

Индивиду-альный предприни-матель Фамилия Имя Отчество

 

 

Ответственный специалист (должность) Подпись Расшифровка подписи

Руководитель организации (зам. руководителя) Подпись Расшифровка подписи

Дата д. м. г

___________________________

В качестве мероприятий_1 специалист-педагог указывает необходимые для ребенка мероприятия из следующего списка:

- коррекция несформированных высших психических функций;

- коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;

- коррекция речевых недостатков;

- коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;

- формирование мотивации к обучению;

- формирование социально-бытовых навыков.

Формулировки должны строго соответствовать терминологии заполняемого раздела/подраздела карты ИПР. Указанные мероприятия должны реально проводиться с Вашим ребенком специалистами организации или специалистом — индивидуальным предпринимателем.

 

В качестве мероприятий_2 специалист-педагог указывает другие необходимые для ребенка мероприятия, которые с ним проводятся специалистами этой организации или специалистом — индивидуальным предпринимателем. Эти мероприятия не охватываются списком мероприятий_1, поэтому их приводят дополнительно к списку. Например:

- стимуляции речи;

- развитии коммуникативных навыков;

- сенсорная стимуляция;

- игровая терапия;

- музыкальная терапия;

- другое.

 

В качестве мероприятий_3 указываются мероприятия и технические средства, в которых нуждается ребенок и которые содержатся в других разделах карты ИПР, но не осуществляются данной реабилитационной организацией или специалистом — индивидуальным предпринимателем. Например:

- социально-средовая реабилитация;

- социально-педагогическая реабилитация;

- социально-психологическая реабилитация;

- социокультурная реабилитация;

- социально-бытовая адаптация;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия;

- санаторно-курортное лечение (указать какое)

- протезирование и ортезирование (указать какое)

- получение дошкольного, школьного, профессионального образование (указать в каком учреждении, в какой форме, в соответствии с требованиями Бланка ИПР);

- другое.

 

Рекомендации могут быть даны как специалистами государственных учреждений, так и специалистами негосударственных организаций, имеющих лицензию на соответствующую деятельность, а также самостоятельно работающими специалистами (индивидуальными предпринимателями). Обращаться в негосударственные организации или к специалистам — индивидуальным предпринимателям приходится в тех случаях, когда необходимых ребенку специалистов или реабилитационных услуг не оказывается в находящихся в поле зрения семьи госучреждениях.

Если ребенок уже занимается в какой-либо реабилитационной или образовательной организации, посоветуйтесь со специалистами, которые работают с ребенком, о том, какие занятия и в каких учреждениях необходимы ребенку для успешной реабилитации. Просите, чтобы специалист дал письменные рекомендации. Если ребенок консультировался у какого-то узкого специалиста, просите и у него письменные рекомендации. Рекомендации могут касаться всех сфер жизни, охватываемых ИПР.

Если по итогам обследования ребенка поликлиника выдала направление на комиссию в бюро МСЭ и необходимые для экспертизы медицинские документы, то переходим ко 2-му шагу — подаем документы в бюро МСЭ. Однако на практике бывает, что переход к следующему шагу затруднен; обсудим кратко, как следует преодолевать возникающие иногда препятствия.

1. Бывает, что доктор для получения направления требует стационировать ребенка для установки диагноза. Мы, естественно, вправе на это согласиться; однако мы вправе и отказаться. Принимая решение, мы должны прежде всего разобраться, действительно ли надо стационировать ребенка: ведь помещение в больницу — это для многих детей очень сильный стресс. При этом уточнение диагноза (для чего, кстати, совсем не обязательно класть ребенка в больницу) вовсе не является условием составления ИПР. Для ребенка, проблемы которого лежат зачастую в сфере психического и душевного развития (если они в рассматриваемый момент не представляют непосредственной опасности для его жизни или жизни окружающих), крайне рискованно нахождение в больнице, особенно — в отсутствие близких. Современные представления об эффективной помощи такому ребенку базируются на том, что основной акцент в реабилитации такого ребенка смещается с медикаментозного лечения на комплексную психолого-педагогическую реабилитацию в виде слаженных интенсивных занятий различных специалистов. А стационирование — это очень серьезное мероприятие медицинской реабилитации, и оно, если нет на то жизненных показаний, может выполняться, только будучи включенным в ИПР по рекомендации врача, который возьмет на себя ответственность за его последствия для ребенка.

В данной ситуации настаив

Материалы стены перемещены в Гостевую книгу

© Anuta-Yushko

Конструктор сайтов - uCoz